Цитаты из русской классики со словосочетанием «религиозное переживание»
Переживания своей слабости и своего окаянства и представляются
религиозными переживаниями по преимуществу.
У меня есть
религиозное переживание, которое очень трудно выразить словами.
Кафолическая природа догмата, в частности, обнаруживается и в том, что лишь в слове и через слово
религиозное переживание может быть первично сообщено другим людям, благодаря чему и возможна проповедь религии, «служение слова».
Эта антиномия дана в
религиозном переживании.
В последнее время эти подлинные народные
религиозные переживания проникли и в наши культурные религиозно-философские течения, но уже в отраженной и слишком стилизованной, искусственной форме.
Чтобы устоять от этого ветра, нужна большая духовная сосредоточенность и углубленность, нужно
религиозное переживание исторических катастроф.
Мои
религиозные переживания носили иной характер.
И прежде всего, что такое религия? в чем выражается своеобразие
религиозного переживания? в чем состоит качество религиозного вообще?
Религиозное переживание удостоверяет человека в реальности иного, божественного мира не тем, что доказывает его существование или разными доводами убеждает в необходимости последнего, но тем, что приводит его в живую, непосредственную связь с религиозной действительностью, ему ее показывает.
Она определяет ту его внешнюю границу, за которую невозможно отклоняться, но она отнюдь не адекватна догмату, не исчерпывает его содержания, и прежде всего потому, что всякая догматическая формула, как уже сказано, есть лишь логическая схема, чертеж целостного
религиозного переживания, несовершенный его перевод на язык понятий, а затем еще и потому, что, возникая обычно по поводу ереси, — «разделения» (αϊρεσις — разделение), она преследует по преимуществу цели критические и потому имеет иногда даже отрицательный характер: «неслиянно и нераздельно», «одно Божество и три ипостаси», «единица в троице и троица в единице».
Трансцендентное в самом общем смысле, т. е. превышающее всякую меру человеческого опыта, сознания и бытия, вообще «этого мира», дано в первичном
религиозном переживании, поскольку в нем содержится чувство Бога, — это есть основная музыка религии.
Итак, в
религиозном переживании дано — и в этом есть самое его существо — непосредственное касание мирам иным, ощущение высшей, божественной реальности, дано чувство Бога, притом не вообще, in abstracto, но именно для данного человека; человек в себе и чрез себя обретает новый мир, пред которым трепещет от страха, радости, любви, стыда, покаяния.
Религиозное переживание, в своей полноте потрясающее все наше существо, а не одну только мыслительную его природу, неизбежно проходит и чрез мысль, стремится выразиться в слове.
Несоответствие это есть следствие не только невыразимости в слове полноты
религиозного переживания, но и общей неадекватности понятий тому, что они призваны здесь выражать.
Религиозное переживание несовершенно, незаконченно, пока оно не выразилось и слове, миф не отчетлив, пока из него не родилась мысль.
Основное содержание
религиозного переживания, как касания миру трансцендентному, запредельному, божественному, явным образом содержит в себе противоречие для рассудочного мышления.
Религиозное переживание должно качественно отличаться от смежных и соприкасающихся с ним областей жизни духа.
Однако эта противоречивость становится совершенно естественной, если понять кантовское учение в его надлежащем смысле — не как философему, но как миф или религиозное постижение, ибо в противоречивом с точки зрения спекулятивной философии определении трансцендентно-имманентного, Ding an sich, именно и выражается самое существо
религиозного переживания.
Интуиция тварности, имеющая столь первостепенное значение в религии, вообще с трудом переводится на язык религиозной философии, ибо последней здесь приходится не «дедуцировать» понятия, но давать лишь философский пересказ
религиозного переживания.
Религиозный опыт в своей непосредственности не есть ни научный, ни философский, ни эстетический, ни этический, и, подобно тому как умом нельзя познать красоту (а можно о ней только подумать), так лишь бледное представление о опаляющем огне
религиозного переживания дается мыслью.
Объективный, кафолический характер
религиозного переживания, отличающий его от музыки одних лишь настроений, от субъективности с ее психологизмом, именно и требует догматической кристаллизации.
Ибо только в мысли, в слове
религиозное переживание получает определенность, преодолевается сентиментальная расплывчатость (Шлейермахер), и мифу придается последняя чеканка; лишь в мысли и через мысль сознается окончательно его объективность и кафоличность.
Миф возникает из
религиозного переживания, почему и мифотворчество предполагает не отвлеченное напряжение мысли, но некоторый выход из себя в область бытия божественного, некое богодейство, — другими словами, миф имеет теургическое происхождение и теургическое значение [По определению В. С. Соловьева, задача «свободной теургии» — «осуществление человеком божественных сил в самом реальном бытии природы» (Соловьев В. С. Соч.
Трансцендентное κατ ξοχη'ν [По преимуществу (греч.).], как религиозная категория [Философы могут предъявить протест, зачем мы употребляем многозначные и притом чисто философские термины «трансцендентное» и «имманентное» в применении к
религиозным переживаниям.
«Что мы ощущаем и воспринимаем в
религиозных переживаниях, есть не природа вещей, а ее действие на вас.
В тюрьме у него были необыкновенные
религиозные переживания.].
Неточные совпадения
Мессианское сознание имеет свои корни в
религиозном сознании еврейского народа, в
переживании Израилем своей богоизбранности и единственности.
Материалистическая теория социальной среды в России есть своеобразное и искаженное
переживание религиозной трансцендентности, полагающей центр тяжести вне глубины человека.
Острое и длительное
переживание греховности ведет к подавленности, в то время как цель
религиозной жизни есть преодоление подавленности.
И чем это
переживание богаче, разветвленнее, глубже, тем жизненнее
религиозная истина, которая в противном смысле рискует остаться семенем без почвы или закваской без теста, замереть от неупотребления.
Они могут получить жизненное значение лишь после того, как интимное, лично-религиозное
переживание откроет их живой смысл, причем кафолическая природа религии побуждает особенно чтить историческое предание.
Если эту
религиозную формулу перевести на язык философский, она получит такое выражение: религия есть
переживание трансцендентного, становящегося постольку имманентным, однако при сохранении своей трансцендентности,
переживание трансцендентно-имманентного.
Религиозную достоверность не может заменить никакое философствование, которое может доказывать только мыслимость, возможность, даже логическую необходимость Божества, но не дает самого
переживания, как никакая теория солнца не заменит мне его луча, подействовавшего на мое зрение и осязание.
Вообще «настроение», «
переживание», понимаемое в совершенно имманентном смысле, доминирует в
религиозной жизни Германии XIX века; достаточно назвать двух современных представителей имманентизма в религии — Трёльча и Германа [Воззрения Трёльча изложены в ряде его статей в различных протестантских энциклопедиях и во 2‑м томе полного собрания его сочинений: Ernst Troeltsch.
Если этические суждения не имеют фактической принудительности науки или логической принудительности математики, то и все те гносеологические, метафизические и
религиозные выводы, которые делает Кант на основании анализа этического
переживания («практического разума»), лишены самостоятельной основы и держатся на этической интуиции.
Страх ада, которым пытаются подогреть
религиозную жизнь, есть частичное
переживание самого ада, есть вхождение в мгновение, в котором раскрывается ад.
И
переживание греха периферично и экзотерично в
религиозной жизни.
Только такое
переживание революции может быть названо
религиозным, духовно просветленным.
Ассоциации к слову «религиозный»
Ассоциации к слову «переживание»
Синонимы к словосочетанию «религиозное переживание»
Предложения со словосочетанием «религиозное переживание»
- Русская интеллигенция ухитрилась из самого трезвого, пресного и тупого учения, из самой бескрылой утопии – марксизма – создать повод для чисто религиозных переживаний и для религиозного мученичества.
- Оно никогда не замыкалось в сфере религиозных переживаний, высоко ставило миссию человека в этом мире и его близость богам, ценило юмор, имея глубокую жизненную основу.
- Люди смотрят их снова и снова, словно ожидая своего рода религиозного переживания.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «религиозный»
Сочетаемость слова «переживание»
Значение слова «религиозный»
Значение слова «переживание»
Афоризмы русских писателей со словом «религиозный»
- Я вовсе не религиозный человек и не мистик. Я реалист, и если есть что-нибудь туманное во мне для реалиста, то это романтика, но романтика не старого нежного и дамообожаемого уклада, а самая настоящая земная, которая скорей преследует авантюристические цели в сюжете, чем протухшие настроения о Розах, Крестах и всякой прочей дребедени.
- Россия должна идти к религиозной революции, а не социальной. Преображение личности.
- Мы против насильно захватываемого права считать только одну точку зрения истиной в последней инстанции, ибо это своего рода идеологический расизм. Мы против того, чтобы только одна религия считала себя представительницей Бога и призывала к войне против других религий и верующих, ибо это — религиозный расизм.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно